Публикации

Правила игр в конкурсах "Рабочий полдень"

Правила игр в конкурсах "Рабочий полдень"

Среди более чем десятка игр, регулярно появляющихся в рамках проекта "Рабочий полдень", можно выделить три основные группы:
1. Известные как в среде любителей интеллектуальных игр, так и за ее пределами. Но в нашей интерпретации;
2. Известные в основном в среде любителей интеллектуальных игр;
3. Игры собственного изобретения.
 
Остановимся подробнее
1.
- "Наборщик". В классическом варианте требуется составить как можно больше слов из букв, входящих в исходное, в нашем же случае слова уже подобраны автором, и надо отыскать их – по заковыристым определениям. При этом действуют негласные правила. Во-первых, каждая буква исходного слова обязательно должна быть задействована хотя бы раз. Во-вторых, если в качестве наборного комплекта используется фраза, обычно из двух слов, то для каждого ответа потребуются буквы из обоих этих слов.
 
Авторство этого варианта игры принадлежит нашему коллеге – по части организации интеллектуального досуга – Сергею Антоновскому. Он детский педагог (и отец троих замечательных ребятишек), чьи воспитанники не потерялись во взрослой жизни, в частности, некоторые из них оказывались за игровым столом элитарного клуба "Что?Где?Когда"
 
- "Метаморфозы". Знакомая забава с превращением из мухи в слона или из дня в ночь – с заменой всякий раз одной буквы – называется "метаграммы". У нас цепочку из слов составлять не надо, только искать определения к словам, в нее входящим. А потом необходимо добавить к этой цепи начальное и конечное слова, являющиеся парой по логике или благодаря какой-либо известной цитате.
 
- "Кривое зеркало". Раньше это не было чисто игровым жанром: даже известные люди составляли фразы из двух слов, где одно является анаграммой другого. Например, "схема смеха" (В.Маяковский). Немало примеров параграмм (так называется такой тип фраз) есть и у признанного мастера игры слов Дмитрия Авалиани. Ну, а мы – посредством все тех же определений – превратили жанр в игру.
 
2.
- "Ледида". Название идет от песенной строчки "Хорошо, когда женщина есть, ЛЕДИ, ДАма, синьора, феллина". В известных названиях, цитатах и даже просто именах и фамилиях берется несколько подряд идущих букв, но обязательно на стыке слов. Это и является заданием. Мы стараемся, чтобы эти буквы образовывали какое-то слово – так элегантнее, как нам кажется.
 
- "Гапоифика". От заглавия романа "ГАрри ПОттер И ФИлософский КАмень". Берется от одной до трех первых букв в каждом слове названия, цитаты или имени-фамилии. И снова, как и в "Ледиде", набор букв обычно не бессмыслен, а является каким-то словом. Разумеется, каждая подборка посвящена определенной тематике, обычно приуроченной к какой-то памятной дате.
 
- "Шароиды". Игра в шарады известная и популярна, но шароиды, несмотря на свою схожесть, являются вполне самостоятельным жанром. Искомое имя собственное или нарицательное загадывается дважды – как цельное слово и как осмысленная фраза, образуемая при разбивке исходного имени. Например, "Возглас незалэжного спикера, или Популярная игра" с ответом "Ша, Рада".
 
- "Кубраи". Они же кубраечки, кубрайки, кубры. Загаданное слово дробится обычно на две части, и к каждой из частей подбирается пара по принципу синоним, антоним ("ада" - "рая") или понятие из той же смысловой группы ("шар" - "куб"). Само название "кубрая", как видно, идет от "шарада". Сохранение первоначальной грамматической категории (падеж, число и т.д.) обязательно, изменяться может лишь род.
 
- "Дункан". В качестве задания предлагается словарная статья, от которой остается первая буква, количество букв в каждом из слов названия статьи и пара слов из текста статьи. Например, "Г", (9) - … нельзя … нельзя … . Этой информации, по авторскому замыслу, достаточно для нахождения названия статьи. В данном случае речь идет о фамилии "Говорухин" и двух известных лентах режиссера – "Место встречи изменить нельзя" и "Так жить нельзя". Есть два правила. Обязательное состоит в том, что все ответы в подборке обязательно выстраиваются по алфавиту, негласное правило – вторая буква в названии статьи в отдельной взятой подборке обычно не повторяется.
 
- "Перевертыши". По принципу, изложенному в пояснении к "Кубраям", заменяются слова в названиях известных художественных произведений, пословицах, афоризмах, кино- или литературных цитатах. Например, "Дылда-дочь от мамы смылась" в оригинале выглядит как "Крошка-сын к отцу пришел".
 
3.
- "Заимки". Язык, из которого в русский пришло загаданное слово, и значение этого слова в том языке – вот и все. Может показаться, что игра на чистое знание, но это не так: задания подбираются так, чтобы требовалось не только знание, из какого языка заимствовано слово, но и фонетические особенности, и исторические и культурные реалии. Пример – древнеирландский "кудесник" (а ответ – "друид").
 
- "Нам любые дОроги дорОги". Рефрен из "Бременских музыкантов" - точная характеристика того типа фраз, которые по приведенным определениям требуется отгадывать в этой игре: из двух слов-омографов. Т.е. ударения у слов могут отличаться – и даже капитализация (например, "призыв англичан с целью оттяпать столицу Индии" - "дели Дели!")
 
- Т9. Самая молодая из наших игр – и уже весьма популярная. Игра зародилась благодаря причудам встроенной в современные мобильные телефоны функции для комфортного набора слов: на поверку оказывается, что вместо "прости" электронной устройство может предложить тебе "отпуск". И таких случаев, как оказывается, немало. Мы даем определение осмысленной фразы, которая состоит из двух слов, образуемых путем одного и того же набора цифр, и количество букв в ней (от самой цифровой комбинации, по просьбам участников, мы отказались). Либо приводим некую сентенцию, где пропущены два соответствующих условиям слова.
Еще несколько авторских проектов имели разовый характер 

« Полный список

Публикации


Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Интервью с командой из Питера

Подробнее
Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Что нужно знать про игру "60 секунд" при помощи ЭВМ

Подробнее
Заметки на полях

Заметки на полях

Еще один способ использовать бланки ответов не по назначению

Подробнее
"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

Друзья, мы продолжаем публикацию серии лекций Александра Левитаса, занимающегося с 1989 года написанием вопросов для игр "Что? Где? Когда?".

Подробнее
Много букв про апелляции

Много букв про апелляции

Самое время поговорить про апелляции. В Открытом дивизионе играет все больше команд. Они молодые, азартные и хотят побеждать. Ну или хотя бы не проигрывать. И мы их прекрасно понимаем.

Подробнее
Регламент Суперкубка

Регламент Суперкубка

Суперкубок по игре "60 секунд" состоит из 6 туров по 12 вопросов в каждом. Абсолютным победителем турнира будет объявлена команда, ответившая на наибольшее число вопросов.

Подробнее
Звенигород-2014 - расписание

Звенигород-2014 - расписание

Подробнее
Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Подробнее
Вконтакте
Фейсбук
Яндекс.Метрика