Публикации

"Почему вы проигрываете в ЧГК?", глава "Минута обсуждения"

Игра начинается с того, что команда садится за стол. Многие считают, что в отношении рассадки справедлива бессмертная цитата из дедушки Крылова. Я тоже не склонен придавать расположению игроков за столом слишком большее значение, но определенное влияние на качество игры оно все же оказывает. В частности, необходимо учитывать громкость голоса и остроту слуха отдельных игроков. Тот, кто говорит тише, должен сидеть ближе к диспетчеру. Кроме того, надо иметь в виду, что в любой команде существуют "связки" - пары игроков, которые лучше сыграны и активнее взаимодействуют во время обсуждения друг с другом, чем с другими сокомандниками. Эта особенность связана еще и с игровыми функциями - такой парой могут являться, например, генератор и критик. Эти двое должны быть расположены за столом так, чтобы, во-первых, им было удобно общаться друг с другом, а во-вторых, чтобы они не выпадали из командной игры. Обычно это означает, что они не должны сидеть рядом. Если стол не слишком большой, правильнее их сажать друг напротив друга.

Девятая часть книги Максима Поташева 
"Почему вы проигрываете в ЧГК?" уже на нашем сайте

Читать с начала (с первой части).

Предыдущие публикации: Часть 8.

Материал представлен официальным сайтом Максима Поташева.

Минута обсуждения


Стиль, что нос: 
двух одинаковых не бывает. 
Дж.Б.Шоу

Игра начинается с того, что команда садится за стол. Многие считают, что в отношении рассадки справедлива бессмертная цитата из дедушки Крылова. Я тоже не склонен придавать расположению игроков за столом слишком большее значение, но определенное влияние на качество игры оно все же оказывает. В частности, необходимо учитывать громкость голоса и остроту слуха отдельных игроков. Тот, кто говорит тише, должен сидеть ближе к диспетчеру. Кроме того, надо иметь в виду, что в любой команде существуют "связки" - пары игроков, которые лучше сыграны и активнее взаимодействуют во время обсуждения друг с другом, чем с другими сокомандниками. Эта особенность связана еще и с игровыми функциями - такой парой могут являться, например, генератор и критик. Эти двое должны быть расположены за столом так, чтобы, во-первых, им было удобно общаться друг с другом, а во-вторых, чтобы они не выпадали из командной игры. Обычно это означает, что они не должны сидеть рядом. Если стол не слишком большой, правильнее их сажать друг напротив друга.

Гораздо важнее тот факт, что команда привыкает к определенной рассадке. Менять ее без серьезной причины нельзя, это может на некоторое время полностью разрушить командную игру. А серьезных причин я знаю всего две. Во-первых, появление в команде новых игроков может потребовать принципиального изменения рассадки, а не просто замещения одного игрока другим. Во-вторых, изменение рассадки может быть необходимо, если команде приходится играть за столом, сильно превышающим по размерам тот, к которому она привыкла.

Итак, игроки за столом, вопрос задан, начинается обсуждение. Именно сейчас в полной мере проявляются индивидуальные особенности команды, ее стиль игры. Конечно, у каждой команды стиль свой, но очень условно можно выделить два типа обсуждения - активное и сдержанное. Первый вариант всегда приветствовался в телеигре. Действительно, гораздо интереснее смотреть на команду, в которой происходит интенсивный обмен идеями, версии ежесекундно рождаются и отвергаются, эмоции бьют ключом, а не на вялый, академичный обмен краткими репликами. Однако практика показывает, что в спортивном ЧГК команды, перманентно поддерживающие высокий эмоциональный накал обсуждения, побеждают реже, чем спокойные и сдержанные. Причин можно выделить три. Во-первых, фонтанировать версиями полезно в том случае, если вопрос выдержан в "телевизионном" стиле. Трудно провести четкую границу между "телевизионными" и "спортивными" вопросами, тем не менее, можно сказать, что в телеигре обычно главная задача команды - нащупать ключевую мысль, после этого проблем практически не возникает. Да сама структура вопроса там обычно достаточно прозрачна, тратить дополнительные усилия на то, чтобы в ней разобраться, не требуется. В спортивном ЧГК вопросы более сложны по форме (хотя далеко не всегда превосходят "телевизионные" по содержательности). Чтобы осмыслить их структуру, требуется спокойный и аккуратный анализ текста. Во-вторых, в "спортивных" вопросах часто мало просто высказать версию, важно ее развить, проверить и, пройдя несколько логических шагов, довести до итогового ответа. Часто оценить правильность возникшей версии можно только после того, как все эти шаги пройдены, поэтому времени на такую детальную обработку большого количества версий просто нет. Значит, нет и смысла заваливать ими диспетчера - он просто запутается. В-третьих, активно обсуждающая команда просто быстрее устает. На длинной дистанции это неминуемо проявляется.

Есть еще один фактор, давно известный, но плохо поддающийся логическому обоснованию. Он заключается в том, что команда, обсуждающая спокойно и неторопливо, успевает за минуту гораздо больше. В ее субъективном восприятии (да и в восприятии стороннего наблюдателя) минута тянется дольше. Наоборот, чем более суетливо команда обсуждает, тем быстрее, по ее ощущениям, заканчивается минута. Должен оговориться, что знаю очень успешные команды, практикующие активное обсуждение. Тем не менее, в качестве общего рецепта для игроков, не обладающих чересчур горячим темпераментом, я бы все же рекомендовал стараться избегать в обсуждении излишней суеты и эмоциональности.

Как именно должны выдвигаться версии? Я считаю, что делать это надо максимально кратко и емко. К сожалению, нередко встречаются игроки, стремящиеся сообщить команде все, что они знают о предмете обсуждения. Знают такие игроки обычно очень много, но их познания в подавляющем большинстве случаев не имеют никакого отношения к делу. "Недержание знаний" вообще очень распространено среди игроков в ЧГК, причем они готовы делиться бесконечными запасами своей эрудиции постоянно, как во время обсуждения, так и в мирное время. И если вне игры это еще можно как-то терпеть, за столом необходимо жестко пресекать. Чтение лекций - просто пустая трата времени. Партнеров по команде надо уважать, ни в коем случае не рассказывать им то, что они наверняка и сами знают. Так, если в вопросе звучит имя Александра Македонского, нет нужды сообщать команде, что папу его звали Филипп, а маму - Олимпиада. А вот если есть сомнения в том, что команде известна какая-то информация, непосредственно связанная с тематикой вопроса, сообщить ее надо обязательно.

 

Читать далее...


« Полный список

Публикации


Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Интервью с командой из Питера

Подробнее
Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Что нужно знать про игру "60 секунд" при помощи ЭВМ

Подробнее
Заметки на полях

Заметки на полях

Еще один способ использовать бланки ответов не по назначению

Подробнее
"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

Друзья, мы продолжаем публикацию серии лекций Александра Левитаса, занимающегося с 1989 года написанием вопросов для игр "Что? Где? Когда?".

Подробнее
Много букв про апелляции

Много букв про апелляции

Самое время поговорить про апелляции. В Открытом дивизионе играет все больше команд. Они молодые, азартные и хотят побеждать. Ну или хотя бы не проигрывать. И мы их прекрасно понимаем.

Подробнее
Регламент Суперкубка

Регламент Суперкубка

Суперкубок по игре "60 секунд" состоит из 6 туров по 12 вопросов в каждом. Абсолютным победителем турнира будет объявлена команда, ответившая на наибольшее число вопросов.

Подробнее
Звенигород-2014 - расписание

Звенигород-2014 - расписание

Подробнее
Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Подробнее
Вконтакте
Фейсбук
Яндекс.Метрика