Прислать вопрос

Публикации

"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Введение и первая лекция

Является сертифицированным редактором Международной Ассоциации Клубов ЧГК. Сегодня мы публикуем введение в "Курс молодого вопросника" и непосредственно первую лекцию мастера. В дальнейшем каждый будний день мы будем знакомить вас с секретами написания вопросов, которыми делится с читателями Александр. Надеемся, прочтённое поможет вам открыть в себе новые таланты, связанные с всеми нами любимой игрой. Кстати, полный цикл опубликован на личной страничке автора по ссылке.

А теперь представляем слово автору.

Судя по тому, что Вы зашли на эту страницу – Вы либо играете в спортивное "Что? Где? Когда?", либо являетесь поклонником ЧГК телевизионного.

Вероятно, подошла очередь Вашей команды проводить очередную игру в клубе? Или же предыдущая игра, которую Вы проводили, вышла не такой увлекательной, как Вам хотелось бы – и Вы хотите заняться повышением квалификации? А может быть, Вы хотите, чтобы Ваши друзья увидели Вашу фотографию в телепрограмме? Или Вас привлекает мысль о заработке вопросника, продающего свои вопросы на региональные и международные турниры? Во всех этих случаях "Курс молодого вопросника" поможет Вам достичь цели!

"Курс молодого вопросника" ориентирован в первую очередь на начинающих авторов, которые толком не знают, с чего начать, не всегда могут самостоятельно оценить свои вопросы и т.п. Однако, несмотря на название, курс будет интересен и опытным вопросникам. Держу пари, даже человек, проводивший турниры международного уровня, сможет найти в этом курсе что-то полезное для себя.

В рамках курса Вы узнаете, как подбирать интересный материал для вопросов, как писать сами вопросы, как проверять их на корректность, на наличие "дырок", двойных (дуальных) ответов и т.д., как тестировать пакет, как проводить игру, как подавать и как рассматривать апелляции.

Курс состоит из 10 лекций:

1. Аксиомы вопросника

2. Собираем фактуру

3. Структурируем фактуру

4. Проверяем фактуру

5. Приёмы вопросника

6. Дорабатываем фактуру

7. Формулируем вопросы

8. Вычитываем вопросы

9. Тестируем вопросы

10. Проводим игру

В коллекции наград Александра есть приз за лучший вопрос финала чемпионата Израиля-2000, три медали "Лучшая игра сезона" от хайфского клуба ЧГК – за 1999, 2000 и 2002 годы – и приз хайфского клуба ЧГК "Лучший вопрос года" за 2004 год.

P.S. Автор курса благодарит Бориса Бурду, Юрия Выменца, Олега Леденёва, Евгения Поникарова, Максима Поташева, Илью Ратнера и Александра Шапиро за материал для раздумий и за полезные и вредные советы, а авторов всех использованных в тексте вопросов – за возможность проиллюстрировать свои мысли на примере их текстов.

Лекция №1. Аксиомы вопросника

Прежде чем мы начнём изучать конкретные приёмы написания и шлифовки вопросов, я хочу предложить Вашему вниманию несколько принципов, отражающих моё понимание игры в "Что? Где? Когда?", роли вопросника в этой игре и правил, которым должен соответствовать вопрос, чтобы его можно было считать красивым и профессиональным. Знакомство с этими принципами позже поможет Вам понять, почему я советую поступать тем или иным образом, использую или не использую те или иные приёмы и т.п.

В первую очередь, подражая Эвклиду, позволю себе предложить несколько "аксиом ЧГК", от которых я отталкиваюсь в своей работе вопросника.

Аксиома №1: ЧГК – это состязание интеллектов, а не знаний

Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.

Аксиома №2: ЧГК – это игра, в которую играют ради удовольствия

А иначе – зачем? Конечно, есть несколько команд, сделавших "Что? Где? Когда?" своей профессией, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Большинство знатоков играет ради кайфа и адреналина.

Аксиома №3: Радует только игра, исход которой не предрешён

Кто захочет играть, будучи полностью уверенным, что проиграет? Не знаю. Во всяком случае, не я. А точно зная заранее, что выиграет? Возможно, кто-то и захочет, если он любит получать кубки и медали. Но много ли радости приносит такая игра? Куда больший кайф – биться в полную силу, до последнего момента не зная, удастся ли тебе выиграть на этот раз.

Аксиома №4: Радует только игра, исход которой зависит от тебя

Даже в казино, где выигрыш и проигрыш зависят только от везения, тебе и то дают возможность повлиять на исход игры – выбрать, на какой номер рулетки поставить, снять колоду и т.п. Иначе было бы неинтересно играть. А уж в интеллектуальные игры – тем более.

Аксиома №5: Радует только игра против равного противника

Потому что игра против существенно более слабого противника – избиение младенцев, а против существенно более сильного – сизифов труд. И в обоих случаях исход игры предрешён заранее.

Аксиома №6: Каждый вопрос ЧГК – отдельная маленькая игра

Именно поэтому слабые команды участвуют в турнирах вместе с сильными, детские – вместе с взрослыми. Да, они знают, что первого места им не видать, что макро-игра ими заранее проиграна – но зато они отыграют 30, 40 или 60 микро-игр и смогут выиграть некоторые из них.

Аксиома №7: В ЧГК команда играет против вопроса / вопросника

На турнире команда старается обойти своих соперников. Однако в каждой микро-игре, стараясь взять тот или иной вопрос, команда играет не против других команд, а против автора вопроса. Или, вернее, против самого вопроса.

Аксиома №8: Задача вопросника – быть "равным противником"

Эта аксиома, по сути – сумма всех предыдущих. Задача вопросника в "Что? Где? Когда?" – дать командам вопросы, которые будут для знатоков "равными противниками". Такие вопросы, чтобы каждая команда имела шанс взять каждый из них, если сумеет сыграть в полную силу – но именно шанс, а не гарантию.

Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, на мой взгляд, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального:

Принцип №1: Вопрос должен браться головой

Ответ на вопрос должен следовать из самого вопроса. Вопросы, ответы на которые можно только знать или не знать, равно как и угадайки вроде игры в рулетку, тут непригодны. "Каков атомный вес циркония?" или "В какой руке у меня монетка?" – это не плохие вопросы ЧГК, это вообще не вопросы ЧГК.

Принцип №2: Вопрос должен быть един для всех

Ни одна из команд не должна иметь априорного преимущества перед другими, вне зависимости от того, из какого она города, какие книги читают игроки и как они любят проводить досуг. На "межгороде" не задают вопросы по истории Москвы, на межфакультетском турнире – на знание физики. Вопросы "только для преферансистов" или "только для меломанов" неуместны вообще.

Принцип №3: Вопрос должен браться на основе общих знаний

Если для ответа на вопрос нужно обладать каким-то экзотическим знанием вроде сленга футбольных болельщиков, это однозначно плохой вопрос. Всеми сведениями, необходимыми для взятия вопроса, должны обладать все команды. Если в этом нет уверенности, лучше ввести эти сведения в текст вопроса.

Принцип №4: Ответ должен однозначно следовать из вопроса

Вопрос не должен быть угадайкой, когда команде приходится выбирать среди нескольких равноценных версий правильную, подбрасывая монетку. В случае, когда возможно появление нескольких версий, одинаково отвечающих всем условиям вопроса, автор должен ввести отсечку, позволяющую выбрать правильный ответ.

Принцип №5: Вопрос не должен браться "от фонаря"

Вопрос не должен ставиться в такой форме, когда ответ можно просто угадать, поскольку вариантов выбора – кот наплакал. Нельзя заканчивать вопросы фразами наподобие"Назовите этого великого русского поэта", "В какой цвет её должны были покрасить?", "А направо или налево?" – эти вопросы можно взять случайно, "от фонаря", просто угадав ответ.

Принцип №6: Команда отвечает на тот вопрос, который задали

Насколько мне известно, среди знатоков нет телепатов. Игроки отвечают на то, что спросил автор, а не на то, что он хотел спросить, подразумевал, имел в виду и т.п. Если автор небрежно сформулировал вопрос и в результате получил ответ, соответствующий всем пунктам вопроса, но отличающийся от авторского – это проблема автора, а не игроков.

Принцип №7: Вопрос должен строиться на интересной фактуре

Информация, содержащаяся в комплексе "вопрос + ответ + комментарий", должна быть либо интересной, либо, как минимум, забавной. Это может быть какая-то занятная история, необычный факт, изящная шутка, легенда, анекдот, нетривиально решённая задача, цитата или что-то ещё – главное, чтобы это была интересная информация.

Принцип №8: Тема для вопроса должна быть незаезженной

Вопросы по фильму "Джентльмены удачи", книге "12 стульев" или песне "В лесу родилась ёлочка" уже утомили всех и вся. Если по какой-то фактуре уже задавались 100 вопросов, Вам едва ли удастся выжать из неё ещё и 101-й вопрос, который будет так же приятно играть, как и первый. Куда лучше будет поискать другую фактуру.

Разумеется, Вы можете не согласиться со мной относительно этих принципов, у Вас может быть свой взгляд на "Что? Где? Когда?" – но именно на этих принципах будут основаны все мои последующие уроки. А теперь перейдём от теории к практике.

Для тех, кому интересно творчество Александра Левитаса, предлагаем посетить его странички в Интернете:

- Блог о бизнесе
- Страница на Фейсбуке

* Имя Ошибка в заполнении поля
*— поля обязательны для заполнения
* Телефон Ошибка в заполнении поля
* Имя Ошибка в заполнении поля Название команды Ошибка в заполнении поля * Электронный адрес Ошибка в заполнении поля
* — поля обязательны для заполнения Ответное письмо с подтверждением вашего участия вышлем на указанный электронный адрес. Спасибо!
Ответ на вопрос
Не съедать найденные трюфели