Публикации

"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Введение и первая лекция

Друзья, мы начинаем публикацию серии лекций Александра Левитаса, занимающегося с 1989 года написанием вопросов для игр "Что? Где? Когда?". Автор материала проводил игры начиная с уровня клуба и заканчивая чемпионатом страны.

Является сертифицированным редактором Международной Ассоциации Клубов ЧГК. Сегодня мы публикуем введение в "Курс молодого вопросника" и непосредственно первую лекцию мастера. В дальнейшем каждый будний день мы будем знакомить вас с секретами написания вопросов, которыми делится с читателями Александр. Надеемся, прочтённое поможет вам открыть в себе новые таланты, связанные с всеми нами любимой игрой. Кстати, полный цикл опубликован на личной страничке автора по ссылке.

А теперь представляем слово автору.

Судя по тому, что Вы зашли на эту страницу – Вы либо играете в спортивное "Что? Где? Когда?", либо являетесь поклонником ЧГК телевизионного.

Вероятно, подошла очередь Вашей команды проводить очередную игру в клубе? Или же предыдущая игра, которую Вы проводили, вышла не такой увлекательной, как Вам хотелось бы – и Вы хотите заняться повышением квалификации? А может быть, Вы хотите, чтобы Ваши друзья увидели Вашу фотографию в телепрограмме? Или Вас привлекает мысль о заработке вопросника, продающего свои вопросы на региональные и международные турниры? Во всех этих случаях "Курс молодого вопросника" поможет Вам достичь цели!

"Курс молодого вопросника" ориентирован в первую очередь на начинающих авторов, которые толком не знают, с чего начать, не всегда могут самостоятельно оценить свои вопросы и т.п. Однако, несмотря на название, курс будет интересен и опытным вопросникам. Держу пари, даже человек, проводивший турниры международного уровня, сможет найти в этом курсе что-то полезное для себя.

В рамках курса Вы узнаете, как подбирать интересный материал для вопросов, как писать сами вопросы, как проверять их на корректность, на наличие "дырок", двойных (дуальных) ответов и т.д., как тестировать пакет, как проводить игру, как подавать и как рассматривать апелляции.

Курс состоит из 10 лекций:

1. Аксиомы вопросника

2. Собираем фактуру

3. Структурируем фактуру

4. Проверяем фактуру

5. Приёмы вопросника

6. Дорабатываем фактуру

7. Формулируем вопросы

8. Вычитываем вопросы

9. Тестируем вопросы

10. Проводим игру

В коллекции наград Александра есть приз за лучший вопрос финала чемпионата Израиля-2000, три медали "Лучшая игра сезона" от хайфского клуба ЧГК – за 1999, 2000 и 2002 годы – и приз хайфского клуба ЧГК "Лучший вопрос года" за 2004 год.

P.S. Автор курса благодарит Бориса Бурду, Юрия Выменца, Олега Леденёва, Евгения Поникарова, Максима Поташева, Илью Ратнера и Александра Шапиро за материал для раздумий и за полезные и вредные советы, а авторов всех использованных в тексте вопросов – за возможность проиллюстрировать свои мысли на примере их текстов.

Лекция №1. Аксиомы вопросника

Прежде чем мы начнём изучать конкретные приёмы написания и шлифовки вопросов, я хочу предложить Вашему вниманию несколько принципов, отражающих моё понимание игры в "Что? Где? Когда?", роли вопросника в этой игре и правил, которым должен соответствовать вопрос, чтобы его можно было считать красивым и профессиональным. Знакомство с этими принципами позже поможет Вам понять, почему я советую поступать тем или иным образом, использую или не использую те или иные приёмы и т.п.

В первую очередь, подражая Эвклиду, позволю себе предложить несколько "аксиом ЧГК", от которых я отталкиваюсь в своей работе вопросника.

Аксиома №1: ЧГК – это состязание интеллектов, а не знаний

Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.

Аксиома №2: ЧГК – это игра, в которую играют ради удовольствия

А иначе – зачем? Конечно, есть несколько команд, сделавших "Что? Где? Когда?" своей профессией, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Большинство знатоков играет ради кайфа и адреналина.

Аксиома №3: Радует только игра, исход которой не предрешён

Кто захочет играть, будучи полностью уверенным, что проиграет? Не знаю. Во всяком случае, не я. А точно зная заранее, что выиграет? Возможно, кто-то и захочет, если он любит получать кубки и медали. Но много ли радости приносит такая игра? Куда больший кайф – биться в полную силу, до последнего момента не зная, удастся ли тебе выиграть на этот раз.

Аксиома №4: Радует только игра, исход которой зависит от тебя

Даже в казино, где выигрыш и проигрыш зависят только от везения, тебе и то дают возможность повлиять на исход игры – выбрать, на какой номер рулетки поставить, снять колоду и т.п. Иначе было бы неинтересно играть. А уж в интеллектуальные игры – тем более.

Аксиома №5: Радует только игра против равного противника

Потому что игра против существенно более слабого противника – избиение младенцев, а против существенно более сильного – сизифов труд. И в обоих случаях исход игры предрешён заранее.

Аксиома №6: Каждый вопрос ЧГК – отдельная маленькая игра

Именно поэтому слабые команды участвуют в турнирах вместе с сильными, детские – вместе с взрослыми. Да, они знают, что первого места им не видать, что макро-игра ими заранее проиграна – но зато они отыграют 30, 40 или 60 микро-игр и смогут выиграть некоторые из них.

Аксиома №7: В ЧГК команда играет против вопроса / вопросника

На турнире команда старается обойти своих соперников. Однако в каждой микро-игре, стараясь взять тот или иной вопрос, команда играет не против других команд, а против автора вопроса. Или, вернее, против самого вопроса.

Аксиома №8: Задача вопросника – быть "равным противником"

Эта аксиома, по сути – сумма всех предыдущих. Задача вопросника в "Что? Где? Когда?" – дать командам вопросы, которые будут для знатоков "равными противниками". Такие вопросы, чтобы каждая команда имела шанс взять каждый из них, если сумеет сыграть в полную силу – но именно шанс, а не гарантию.

Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, на мой взгляд, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального:

Принцип №1: Вопрос должен браться головой

Ответ на вопрос должен следовать из самого вопроса. Вопросы, ответы на которые можно только знать или не знать, равно как и угадайки вроде игры в рулетку, тут непригодны. "Каков атомный вес циркония?" или "В какой руке у меня монетка?" – это не плохие вопросы ЧГК, это вообще не вопросы ЧГК.

Принцип №2: Вопрос должен быть един для всех

Ни одна из команд не должна иметь априорного преимущества перед другими, вне зависимости от того, из какого она города, какие книги читают игроки и как они любят проводить досуг. На "межгороде" не задают вопросы по истории Москвы, на межфакультетском турнире – на знание физики. Вопросы "только для преферансистов" или "только для меломанов" неуместны вообще.

Принцип №3: Вопрос должен браться на основе общих знаний

Если для ответа на вопрос нужно обладать каким-то экзотическим знанием вроде сленга футбольных болельщиков, это однозначно плохой вопрос. Всеми сведениями, необходимыми для взятия вопроса, должны обладать все команды. Если в этом нет уверенности, лучше ввести эти сведения в текст вопроса.

Принцип №4: Ответ должен однозначно следовать из вопроса

Вопрос не должен быть угадайкой, когда команде приходится выбирать среди нескольких равноценных версий правильную, подбрасывая монетку. В случае, когда возможно появление нескольких версий, одинаково отвечающих всем условиям вопроса, автор должен ввести отсечку, позволяющую выбрать правильный ответ.

Принцип №5: Вопрос не должен браться "от фонаря"

Вопрос не должен ставиться в такой форме, когда ответ можно просто угадать, поскольку вариантов выбора – кот наплакал. Нельзя заканчивать вопросы фразами наподобие"Назовите этого великого русского поэта", "В какой цвет её должны были покрасить?", "А направо или налево?" – эти вопросы можно взять случайно, "от фонаря", просто угадав ответ.

Принцип №6: Команда отвечает на тот вопрос, который задали

Насколько мне известно, среди знатоков нет телепатов. Игроки отвечают на то, что спросил автор, а не на то, что он хотел спросить, подразумевал, имел в виду и т.п. Если автор небрежно сформулировал вопрос и в результате получил ответ, соответствующий всем пунктам вопроса, но отличающийся от авторского – это проблема автора, а не игроков.

Принцип №7: Вопрос должен строиться на интересной фактуре

Информация, содержащаяся в комплексе "вопрос + ответ + комментарий", должна быть либо интересной, либо, как минимум, забавной. Это может быть какая-то занятная история, необычный факт, изящная шутка, легенда, анекдот, нетривиально решённая задача, цитата или что-то ещё – главное, чтобы это была интересная информация.

Принцип №8: Тема для вопроса должна быть незаезженной

Вопросы по фильму "Джентльмены удачи", книге "12 стульев" или песне "В лесу родилась ёлочка" уже утомили всех и вся. Если по какой-то фактуре уже задавались 100 вопросов, Вам едва ли удастся выжать из неё ещё и 101-й вопрос, который будет так же приятно играть, как и первый. Куда лучше будет поискать другую фактуру.

Разумеется, Вы можете не согласиться со мной относительно этих принципов, у Вас может быть свой взгляд на "Что? Где? Когда?" – но именно на этих принципах будут основаны все мои последующие уроки. А теперь перейдём от теории к практике.

Для тех, кому интересно творчество Александра Левитаса, предлагаем посетить его странички в Интернете:

- Блог о бизнесе
- Страница на Фейсбуке


« Полный список

Публикации


Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Команда "Зайки мои": Полина Витенко и все-все-все

Интервью с командой из Питера

Подробнее
Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Инструкция по работе с программой "60 секунд"

Что нужно знать про игру "60 секунд" при помощи ЭВМ

Подробнее
Заметки на полях

Заметки на полях

Еще один способ использовать бланки ответов не по назначению

Подробнее
"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

"Курс молодого вопросника" от Александра Левитаса. Третья лекция

Друзья, мы продолжаем публикацию серии лекций Александра Левитаса, занимающегося с 1989 года написанием вопросов для игр "Что? Где? Когда?".

Подробнее
Много букв про апелляции

Много букв про апелляции

Самое время поговорить про апелляции. В Открытом дивизионе играет все больше команд. Они молодые, азартные и хотят побеждать. Ну или хотя бы не проигрывать. И мы их прекрасно понимаем.

Подробнее
Регламент Суперкубка

Регламент Суперкубка

Суперкубок по игре "60 секунд" состоит из 6 туров по 12 вопросов в каждом. Абсолютным победителем турнира будет объявлена команда, ответившая на наибольшее число вопросов.

Подробнее
Звенигород-2014 - расписание

Звенигород-2014 - расписание

Подробнее
Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Оргкомитет Фестиваля "MORE Интеллекта"

Подробнее
Вконтакте
Фейсбук
Яндекс.Метрика